Веб-страницы
МБОУ "Аксаковская гимназия №11" городского округа г.Уфа Республики Башкортостан

Сегодня:     Пятница     27.04.2018
авторизация

 

 
Дружественные сайты:
Администрация города Уфы
Cтудгородок УГАТУ
Библиотека УГАТУ

Общая статистика:
Статистика за неделю:

Программа развития ( страницу добавил: r.r., обновил r.r.)   к списку страниц


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО 

УЧРЕЖДЕНИЯ АКСКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №11

КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

(МБОУ Аксаковская гимназия № 11)

на 2013-2015 годы

Принята на педагогическом совете

МБОУ Аксаковская гимназия №11

Кировского района городского округа

город Уфа Республики Башкортостан

Протокол № 1 от 30 августа 2013г.

Паспорт программы

 

Наименование программы

Программа развития МБОУ Аксаковская гимназия №11 на 2013-2015 годы

Основание для разработки

программы

​ Конвенция о правах ребёнка

​ Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», 2012г

​ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», 2012г.

​ Федеральный государственный стандарт начального общего образования, 2009г.

​ Федеральный государственный стандарт основного общего образования, 2010г.

​ Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной среды»

​ Приоритетный национальный проект «Образование»

​ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

​ Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»,2002г.

Устав МБОУ Аксаковская гимназия №11 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Государственный заказчик

Администрация Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Исполнители программы

Педагогический коллектив МБОУ Аксаковская гимназия №11

Цель программы

Создание конкурентноспособного образовательного пространства, способствующего социализации личности ребёнка, его нравственному, интеллектуальному, физическому и эстетическому развитию.

Задачи программы

​ Создание у обучающихся соответствующей современному уровню знаний картины мира;

​ модернизация образовательного процесса;

​ развитие вариативности образовательных программ;

​ реализация компетентностного подхода - ориентация учащихся на практические навыки, на способность применять знания, реализовать собственные проекты. Акцент не на запоминание определенного набора знаний из многих областей, а на овладение умениями коммуникации, понимание, анализа, умения принимать собственные решения. Это потребует широкого использования информационно-коммуникативных технологий;

​ Формирование здорового образа жизни. Желание заботиться о своем здоровье, стремление к здоровому и ответственному образу жизни.

Источники

финансирования

программы

Средства федерального, республиканского, муниципального бюджетов, собственные средства гимназии, спонсорская помощь.

Ожидаемые результаты

реализации программы

​ Сформированное образовательное пространство гимназии с достаточным информационным, материально-техническим, нормативно-правовым и кадровым обеспечением приоритетных направлений Программы.

​ Качественное повышение эффективности психологического, методического, социального, педагогического, медицинского сопровождения развития учащихся на всех этапах школьного воспитания и обучения

​ Эффективное использование современных информационно-коммуникативных технологий

​ Подготовка выпускников, способных к самореализации в любой области деятельности.

Система контроля за

выполнением программы

Контроль за выполнением мероприятий по реализации Программы осуществляет отдел образования администрации Кировского района городского округа город Уфа РБ

Введение

Программа определяет формы, содержание, механизмы развития гимназии в системе муниципального образования. Программа развития МБОУ Аксаковская гимназия №11 на 2013-2015 гг. представляет собой долгосрочный нормативно - управленческий документ, в котором анализируются имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели и задачи, направления обучения и воспитания, особенности организации, кадрового и методического обеспечения учебного процесса в инновационном режиме.

Её актуальность обусловлена необходимостью комплексного развития учебного заведения в русле сохранения и продолжения традиций русской национальной культуры, её роли и места в поликультурной среде народов Республики Башкортостан, инновационной составляющей современного образования, адаптацией к изменившимся социально-экономическим реалиям.

Реализация программы должна обеспечить качественное базовое образование и возможность продолжение обучения в перспективе.

Ориентация на выполнение социального заказа в области образования предполагает применение современных развивающих, воспитательных и обучающих методик, позволяющих создать адекватные индивидуально-личностным особенностям школьников условия их развития.

Несмотря на тот факт, что ученический контингент включает в себя детей из разноуровневых (в социальном плане) семей, в стенах гимназии усилиями педагогического коллектива и школьной детской организации самоуправления создана благоприятная психологическая атмосфера, способствующая максимальному раскрытию личности каждого ребенка. Стабильно устойчивая система знаний, получаемых гимназистами путём интеграции федерального, национально-регионального и школьно компонентов содержания образования, позволяет выпускникам быть социально востребованными по итогам дальнейшего обучения, что свидетельствует о высоком качестве выполнения гимназией социального заказа в образовании.

Информационная справка

Аксаковская гимназия №11 является правоприемницей Уфимской мужской гимназии, основанной в 1828 году. Аксаковской гимназией №11 стала на основании Указа Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова от 20.09.95 г. № УП-536 «Об Аксаковской школе-гимназии в г.Уфе». Данное учебное заведение является инновационным, обеспечивающим, помимо базового, углубленный уровень общего образования, включая профильный. В процессе организации воспитания, обучения, развития учитываются индивидуальные особенности учащихся: их творческая активность, способность к исследовательской деятельности.

В гимназии сформирован стабильный, творчески работающий коллектив в составе 54 педагога-единомышленника, в том числе: педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, учителя и воспитатели. Высшее образование имеют 92% педагогов.

Из общего количества педагогов имеют: высшую квалификационную категорию -83%, первую квалификационную категорию – 13%,в коллективе работают 4 молодых специалиста.

Ежегодно коллектив сотрудников совместно с попечительским советом осуществлял косметический ремонт всех помещений. На бюджетные средства приобретена мебель, оборудованы учебные кабинеты. Была приобретена новая, современная аудио, видеоаппаратура.

Одним из важных направлений является взаимодействие с ведущими учебными заведениями республики. Для эффективной работы с учителями и учащимися объективной необходимостью становится привлечение профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений – Башкирского государственного университета, Башкирского государственного педагогического университета и имени М. Акмуллы, Института развития образования РБ. На основании заключенного в 2010 году договора о сотрудничестве и взаимодействии, Аксаковская гимназия стала базовой инновационной площадкой для кафедр русского языка и литературы, педагогики ИРО РБ. Появилась реальная возможность для проведения открытых методических дней, творческих семинаров, круглых столов, научно-практических конференций с участием профессорско-преподавательского состава кафедры.

Различные аспекты образовательной, научно-методической и творческой деятельности Аксаковской гимназии освещаются в ведущих республиканских периодических изданиях: журналах «Учитель Башкортостана», «Бельские просторы», «Уфа», сборниках ИРО РБ.

Необходимо решительно переломить негативные тенденции в кадровом обеспечении образования – старение кадров, их дальнейшая феминизация, отток из системы наиболее талантливых педагогов. Улучшение материального положения и повышение социального статуса педагогических работников мы рассматриваем как одну из первостепенных задач муниципальной образовательной политики.

Гимназия практически полностью обеспечена современной компьютерной техникой.

Складывается и уже активно функционирует система общественного института управления образования, представленная управляющим, попечительским советами. В образовании есть проблемы, которые школы могут решать самостоятельно без нагрузки на бюджет муниципального образования. Это – замена изношенного учебного оборудования, приобретение компьютерной техники, мебели, спортивного инвентаря, поощрение лучших учителей и одаренных учащихся. Большим подспорьем в решении указанных проблем становится финансовая помощь со стороны попечительских советов, эффективность работы которых может оцениваться только по одному критерию – рациональности использования внебюджетных средств.

В гимназии обучаются свыше 700 учеников.

Проблемный анализ образовательной деятельности

Первым средним учебным заведением в Башкирском крае стала мужская гимназия, открытая в 1828 году в Уфе. Первоначально обучение в ней ограничивалось четырьмя классами, и лишь в 1835 году гимназия была преобразована в семиклассное учебное заведение с преподаванием следующих дисциплин: Закон Божий, русская грамматика, словесность, логика, латинский, немецкий и французский языки, математика, история, география, статистика, физика, чистописание, черчение и рисование. Для гимназистов башкирской и татарской национальностей был введен курс основ исламской религии и родного языка.

Оценивая деятельность Уфимской мужской гимназии, следует отметить, что она занимала особое место в развитии просвещения и культуры города, современной столице Республики Башкортостан. По тем временам гимназия являлась не только образовательным учреждением, но и своеобразным исследовательским центром. Преподаватели гимназии составили первую библиографию Башкирии, написали ряд работ по истории, географии и этнографии края.

Большинство выпускников гимназии продолжили образование в высших учебных заведениях России или посвятили себя государственной службе. Гимназия, как уже было отмечено выше, не носила привилегированный характер, несмотря на различные циркуляры, не избавлялась от детей из бедных семей и нерусской национальности, а наоборот – открывала доступ к образованию для всех, стремящихся получить его.

Гимназия славится своими выпускниками, получившими в разное время известность не только в Башкортостане, но и далеко за ее пределами. Это поэт-революционер, соратник Н.Г. Чернышевского М.Л. Михайлов, историк русской культуры, академик П.П. Пекарский, отыскавший список «Слова о полку Игореве», академик-геолог А.Н. Заварицкий, писатель И.В. Авдеев, академик живописи М.В. Нестеров, полярный исследователь В. Альбанов, на дневниках которого основана книга В. Каверина «Два капитана», ректор Казанского университета профессор Н.М. Любимов, создатель глазной клиники в Уфе профессор В.П. Одинцов, академик-ботаник П.Н. Овчинников, директор института ядерной физики имени Иоффе В.М. Тучкевич, академик права А.В. Венидиктов, бывший редактор «Учительской газеты» В. Матвеев, директор музея современного искусства в Нью-Йорке А. Глезер и другие не менее известные деятели науки и культуры.

Исторические пути становления и развития гимназии условно можно подразделить на шесть этапов:

первый этап (1828-1917 гг.) – создание Уфимской правительственной мужской гимназии, первого среднего учебного заведения в Башкирском и Оренбургском краях, активное ее развитие (деятельность гимназии почти сто лет была направлена на приумножение интеллектуального и духовного потенциала, формирование уфимской интеллигенции, местных чиновников земских и губернских органов власти);

второй этап (1917-1994 гг.) – после Октябрьской революции гимназия функционирует как средняя общеобразовательная школа №11 Кировского района г. Уфы; в эти годы педагогическим коллективом школы были подготовлены многие тысячи представителей современной науки, культуры, образования, экономики и промышленности Башкортостана; впамять об уникальном историческом прошлом гимназии в 1968 году усилиями педагогического коллектива был создан музей «История школы», занимающий сегодня особое место в учебной и внеурочной деятельности гимназии;

третий этап (1995 г.) – возвращение гимназического статуса на основании Указа Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова, разработка плана, концепции и программы в соответствии с инновационной стратегией развития, поиск собственного лица, определение своей самобытности, положено начало ежегодного участия в Международном Аксаковском празднике;

четвертый этап (1996-1997 гг.) – разработка и внедрение авторских программ «Духовное и литературное наследие семьи Аксаковых», «Родословие»; внедрение элементов развивающего обучения в начальной школе; положено начало сотрудничества с русскими школами: школой №141 с русским этнокультурным компонентом (г. Москва) и гимназией «Иван Аксаков» (г. Пазарджик, Болгария);

пятый этап (1998-2000 гг.) – утверждение Аксаковской гимназии как базовой для пятирусских национальных школ республики; заключение договоров о сотрудничестве и взаимодействии с Башкирским государственным университетом, Башкирским государственным педагогическим университетом, Башкирским институтом развития образования, создание в структуре гимназии кафедр начального, гуманитарного и естественнонаучного образования, активное участие гимназии в конференциях, проводимых Малой Академией наук школьников г. Уфы.

шестой этап (2001-2005 гг.) – построение инновационной парадигмы русского национального образования, активизация деятельности Попечительского Совета гимназии, проведение крупных научно-практических конференций и семинаров на базе гимназии, участие и демонстрация собственных достижений на Российском образовательном форуме «Школа 2005».

Седьмой этап (2005-2013гг.) - участие в реализации ПНПО и победа в конкурсе инновационных образовательных учреждений. Проведение республиканских семинаров в рамках инновационной работы, проведение Аксаковских чтений среди учащихся республики. Введение Аксаковских премий и стипендий для лучших учителей и учеников гимназии.

С 20 сентября 1995 года Аксаковская гимназия №11 развивается как инновационное образовательное учреждение. В гимназии созданы все условия, необходимые для качественного выполнения государственных стандартов: реализуется государственная образовательная программа, имеются авторские программы, активно развивается инновационная деятельность учащихся, создано научное общество учащихся, учителя и обучающиеся - участники научно-практических конференций разного уровня.

Создана материально-техническая база гимназии: оборудованы учебные кабинеты по всем предметам, компьютерный класс, спортивный зал, актовый зал, спортивная площадка, швейные, столярная, слесарные мастерские, создана внутренняя локальная сеть, имеется доступ в интернет, полностью оборудована столовая.

Анализ состояния, выявленные проблемы, тенденции развития образовательной сферы позволяют определить цели, задачи, основные направления развития Аксаковской гимназии №11 г. Уфы.

В соответствии с законами РФ и РБ «Об образовании» сформированы основные условия для демократизации образования, предоставляющая широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям населения.

Учащиеся принимают активное участие в конкурсах и конференциях, проводимых Комитетом Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО, Малой Академией наук, успешно защищают авторские научные проекты. Регулярное проведение диагностических срезов, успехи олимпиадного движения, результаты ЕГЭ, обеспеченность высококвалифицированными педагогическими кадрами дают основу для мониторинга качества обучения и воспитания.

Нарастают темпы олимпиадного движения, участие в которых позволяет выявить одаренных учащихся, способных успешно выступить на муниципальном, республиканском, российском и международном уровнях.

В своем современном развитии гимназия во многом опирается на принцип школоцентризма, то есть оптимального и постоянного взаимодействия с другими учреждениями. Существенно дополняет учебно-воспитательный процесс гимназии внешкольная работа, построенная в тесном взаимодействии с деятельностью Дома-музея С.Т. Аксакова, Музея-усадьбы «Абрамцево», культурным центром села Надеждино, картинной галереей г. Белебея, музея им. М.В. Нестерова, Российского фонда «Русская школа», гимназии «Иван Аксаков» (г. Пазарджик, Болгария), Собора русских Башкортостана, Уфимской Православной гимназии, Историко-культурного центра «Николо-Березовка», фольклорного ансамбля «Таусень», что, несомненно, способствует воспитанию лучших духовно-нравственных качеств, формированию национального самосознания и культуры толерантности у учащихся гимназии.

Участие в кружковой работе расширяет знания детей о национальной культуре русского и многих других народов, развивает эмоциональную сферу личности, смекалку, формирует трудовые навыки. Кружки резьбы по дереву, ковроткачества и ковроплетения, народной вышивки, фольклорные ансамбли привлекают учащихся всех возрастов. Педагогический коллектив Аксаковской гимназии тесно сотрудничает с русскими национальными школами.

Содержание образовательно-воспитательной деятельности направлено на формирование нравственного, познавательного и трудового потенциала личности учащихся, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей. Все виды и формы образовательного процесса способствуют формированию у учащихся самостоятельности суждений, настойчивости, дисциплинированности, внимательности, системы знаний и навыков в избранном направлении. Обладая значительным педагогическим опытом, накапливаемым более 180 лет, учителя дорожат историческими традициями гимназии, ориентированными на сохранение исконно духовно-нравственных начал.

Традиционными коллективными творческими делами Аксаковской гимназии являются: «Посвящение в гимназисты», ежегодный «Международный Аксаковский праздник в Башкортостане», «День рождения гимназии», «Фольклорный фестиваль», осенние и весенние ярмарки, «Масленица», «Дни славянской письменности и культуры». Во внеучебное время дети вместе с родителями принимают участие в таких православных праздниках как «Рождество Христово», «Пасха», «Троица». Приобщаясь к миру духовности, учащиеся тем самым самостоятельно формируют собственное мировоззрение, способствующее приобщению к культурно-историческим традициям и ценностям родного народа.

Особую актуальность и значение для качественного развития гимназии приобретает кадровое сопровождение реформ, обозначенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Неуклонно увеличивается количество учителей с высшим образованием.

Основные направления развития Аксаковской гимназии

Образовательный процесс гимназии осуществляется в соответствии с общей научно-методической темой «Современные педагогические технологии в гимназии, как фактор повышения компетентности участников образовательного процесса».

Образовательная деятельность осуществляется в русле идей диалога языков и культур. Учителя гимназии стремятся формировать у учащихся национальное самосознание, развивать способности аналитически мыслить, умения осознанно осмысливать исторические факты, чувствовать духовные истоки родной культуры, уважать богатое прошлое своей страны и выступать носителями национальных и общечеловеческих ценностей.

Идея диалога языков и культур и ее реализация в обучении становится одним из ведущих направлений гуманитарного образования, что особенно важно в условиях поликультурной среды Башкортостана. Толерантность как движение от этнического к общечеловеческому призвана дать старшеклассникам четкие ценностные гражданские ориентиры для полноценного развития в обществе.

Формирование ценностных ориентаций учащихся Аксаковской гимназии и привитие высоких нравственных идеалов – сложный и многогранный процесс, предполагающий следование вневременным аксиологическим императивам, среди которых однозначно выделяются Отечество, Красота, Добро, Мир, Свобода, Знания, Дружба. Эти метаценности являются практически стержневыми в русской, башкирской, татарской и других этнических культурах в любой исторической период.

Создавая концепцию русской гимназии в условиях многонационального Башкортостана, педагогический коллектив взялся за обновление содержания образования, но не за счет введения дополнительных «русских» предметов, что могло бы перегрузить учебный процесс, а посредством творческого переосмысления дисциплин, ставших традиционными (русский язык, отечественная и зарубежная литература, отечественная и всеобщая история, технология, география и т.д.).

Одним из путей совершенствования образовательной и научно-методической деятельности педагогического коллектива Аксаковской гимназии по повышению качества содержания образования, расширению кругозора учащихся, формированию позитивных ценностных ориентаций учащихся стала разработка и внедрение соответствующих гимназических спецкурсов.

В настоящее время педагоги Аксаковской гимназии разрабатывают собственные инновационные образовательные и воспитательные проекты в рамках обозначенных основных направлений деятельности:

1.Развитие научно-методического обеспечения гимназии.

 

Задачи

Основное содержание деятельности

Ожидаемые результаты

Совершенствование образовательной программы.

​ Уточнение цели и системы задач, отражающих особенности гимназии;

​ Редактирование разделов образовательной программы в связи с расширенным изучением предметов;

​ Обеспечения взаимодействия всех участников образовательного процесса

​ Корректировка образовательной программы с учётом требований образовательных стандартов нового поколения.

Повышение качества образования за счет достижения образовательных результатов

Изменение содержания образования.

​ Изучение практики организации образовательного процесса через внедрение программ с расширенным изучением предметов

​ Изучение научной литературы по проблемам компетентностного подхода

​ Организация повышения квалификации педагогов для разработки и реализации программ с расширенным изучением предмета

​ Внедрение в учебный процесс программ с расширенным изучением предмета

 

​ Дальнейшее развитие сети дополнительных образовательных услуг в соответствии с запросами учащихся и их родителей, с учетом возможностей гимназии.

Повышение уровня теоретической и методической подготовки педагогов гимназии по созданию программ с расширенным изучением предмета, проектированию и реализации программ.

Деятельность сети образовательных услуг на внебюджетной основе.

Внедрение инновационных образовательных технологий для достижения общих целей образования.

​ Ознакомление с современными образовательными технологиями

​ Внедрение современных технологий в образовательный процесс

​ Расширение контактной системы работы учителя и ВУЗов.

Расширение возможностей для организации поддержки учителей-предметников. Внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс. Организация исследовательской и проектной деятельности учителей и учащихся.

Развитие образовательного мониторинга.

​ Совершенствование мониторинга образовательных потребностей учащихся и их родителей

​ Участие в ГИА, ЕГЭ

Повышение уровня информированности педагогического коллектива об образовательных запросах учащихся и их родителей.

Повышения рейтинга гимназии по результатам ЕГЭ и ГИА.

Организация мониторинга изменений в гимназии.

​ Сбор, обработка систематической и достоверной информации о реальных изменениях в образовательной системе гимназии.

Достижения нового качества образования.

Повышение доступности качественного образования. Эффективное использование имеющихся ресурсов гимназии.

2. Проект «Профильная подготовка»

Нормативное основание для разработки проекта:

*​ Закон РФ «Об образовании в РФ».

*​ Концепция профильного обучения.

*​ Базисный учебный план РФ.

*​ Региональная программа перехода на профильное обучение на старшей ступени.

*​  Основные цели перехода на профильное обучение.

*​ обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;

*​ создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников;

*​ обеспечение равного доступа к полноценному образованию разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями;

*​ обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;

*​ эффективная подготовка выпускников гимназии к усвоению программ высшего профессионального образования.

Внешние связи, социальное партнерство:

1. Договор о сотрудничестве с УГНТУ.

2. Договор о сотрудничестве с ИРО РБ.

3. Договор о сотрудничестве с БГПУ имени М.Акмуллы.

Для достижения целей проводятся следующие мероприятия:

*​ профориентационная работа, в которой принимают участие классные руководители, школьный психолог /анкетирование, беседы с родителями, консультации и др./

*​ увеличены часы вариативного / школьного / компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования.

- выбор и обоснование профиля для старшей ступени гимназии.
Наиболее оптимальными в гимназии из Концепции профильного обучения являются профили:

Гуманитарный - литература, русский язык, история;

социально-экономический - математика, обществознание;

естественно-научный - математика, физика, биология.

Обоснование выбора:

1.​ Данные профили предполагают довузовскую профессиональную подготовку учащихся старших классов к широкому кругу наиболее востребованных сегодня профессий.

1.​ Данные профили отвечают запросам учащихся и родителей, судя по результатам проведенного анкетирования.

1.​ Данные профили предполагают наличие педагогических кадров, которые имеются в нашей гимназии.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.​ Создание модели профильного обучения в гимназии.

1.​ Интеграция основного, общего и дополнительного образования.

1.​ Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников.

Оценка результатов:

*​ анализ соответствия проблемных задач с полученными результатами проведенной работы;

*​ анализ успешности совместной деятельности участников проекта.

Критерии:

1.​ Готовность учителей гимназии работать в профильных классах.

1.​ Повышение качества обучения, выбор выпускниками ВУЗов соответствующего профиля.

3.Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательном пространстве гимназии.

3.1. Проект «Сопровождение»

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.

При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности являются ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

*​ предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

*​ помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и

профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

*​ психологическое обеспечение образовательных программ;

*​ развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

*​ Профилактика.

*​ Диагностика (индивидуальная и групповая ).

*​ Консультирование (индивидуальное и групповое).

*​ Развивающая работа (индивидуальная и групповая).

*​ Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

*​ Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости, психологическая подготовка к ЕГЭ, обучение навыкам эмоциональной саморегуляции. При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности — развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогам-психологом, учителем-логопедом, социальными педагогами (в оптимальном варианте объединенными в службу), выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

Психолого-педагогическое сопровождение перехода на профильное обучение в старшей школе должно включать в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников основной школы, их интересов и склонностей.

Психолого-педагогическое сопровождение профилизации обучения в старшей школе позволит организовать профильное обучение как вид личностно-ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого учащегося.

Вместе с тем профильное обучение должно строиться как подлинно развивающее, где профильность, вариативность образования в старшей школе напрямую связана с вариативностью развития, а индивидуальная траектория профессионализации с индивидуальной траекторией развития.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса

Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения. Выявление и поддержка одаренных детей видится важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в основной системе и системе дополнительного образования детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

*​ разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

*​ формирование адекватной самооценки;

*​ охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

*​ профилактика неврозов;

*​ предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;

развитие психолого-педагогической компетентности педагогов

и родителей одаренных детей.

4. «Воспитание гражданина современного Башкортостана».

4.1. Проект: «Развитие школы русской национальной культуры - Аксаковской гимназии»

Память. Ответственность. Воспитание.

Обращение к творчеству С.Т Аксакова, стремление пропагандировать наследие писателя в детской и юношеской среде оправданно и закономерно для единственной в России именной Аксаковской гимназии.

Стремление вырастить порядочного и патриотичного человека является одной из приоритетных задач педагогического коллектива гимназии.

Живая связи традиций.

В гимназии разработана и ведётся специальная Программа «Духовное наследие семьи Аксаковых» автор Михайлова Н.Ф.. Программа ориентирована на возрождение русской традиции духовного осмысления мира и приобщение детей к истокам родной культуры.

Программа предполагает реализацию следующих целей:

​ Развитие у учащихся интереса прошлому своего народа, восстановление разрушенных культурных традиций;

​ Сохранение исторической памяти;

​ Расширение знаний и представлений о человеке в окружающем мире;

​ Стимулирование творческой активности учащихся;

Для этого решаются следующие конкретные задачи:

​ познакомить учащихся с биографией С.Т. Аксакова

​ дать представления о старинном русском быте, описанном в произведениях С.Т.Аксакова

​ заложить основы начального краеведческого и литературного образования

​ презентация системы воспитательных мероприятий гимназии, направленных на изучении творчества С.Т. Аксакова на уровне города, республики.

​ Обеспечение открытости образовательного учреждения, создание на базе гимназии культурно-информационного центра, обеспечивающего все мероприятия.( Аксаковская неделя в гимназии, Аксаковские чтения, выставки, посвященные творчеству писателя, экскурсии по Аксаковским местам (очные и заочные)

Из всего вышесказанного следует, что ключевой идеей данной Программы становится необходимость создания на базе гимназии Аксаковского социокультурного центра.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Для гимназии:

​ Развитие гимназического образования (критерий оценки-диагностика успеваемости учащихся, продукты проектной и экспериментальной деятельности, анкеты обучающихся)

​ Расширение системы партнерства школы с различными общественными организациями в России и за рубежом ( критерии оценки - наличие и реализация плана совместных мероприятий с организациями –партнерами)

​ Качественно новый уровень воспитательных мероприятий школы, сохранение и преумножение школьных традиций (критерий оценки-опроса, отзывы всех участников образовательного процесса)

​ Усиление работы школьной социально-психологической службы (критерий оценки-данные анкетирования, соц. опросов и диагностик социально-психологической службы)

​ Повышение читательского интереса учащихся (критерий оценки -количество записавшихся в школьную библиотеку, увеличение числа желающих участвовать в различных тематических конкурсах, организуемых методическими объединениями)

​ Развитие исследовательского мышления и коммуникативно-речевых навыков школьников (критерии оценки - увеличение числа проектов, повышение качества их исполнения и презентации, желание участвовать в организуемых диспутах, семинарах, конференциях).

​ Развитие идеи, объединяющей все направления работы школы.

Для города, республики:

Создание социокультурного центра позволит учащимся разных школ участвовать в Республиканских и городских мероприятиях, связанных с творчество С.Т.Аксакова, реализовать себя в самых разных направлениях деятельности. Обмен творческими работами через интернет, написание рецензий на произведения С.Т. Аксакова и литературные работы своих сверстников, проведение тематических исследований, участие в научно-практических конференциях, участие в Международных Аксаковских праздниках -всё это будет способствовать развитию непосредственного и виртуального научного общения детей и подростков, не ограниченного пределами класса и школы. Немаловажным является и тот факт, что социокультурный центр даст возможность участвовать в любых организуемых проектах детям с ограниченными физическими возможностями.

Привлечение к сотрудничеству в рамках планируемого центра различных социокультурных организаций города, республики, страны ( библиотек, музеев, театров, вузов, общественных организации и прочих), а также создание культурно-информационного центра на базе гимназии, обеспечивающего проведение тематических мероприятий, будут способствовать развитию системы партнерства и станут фактором «открытости» гимназии обществу.

Основные функции информационного центра:

​ Информационное обеспечение и трансляция проводимых семинаров, конференций;

​ Обеспечение проведение концертных, театральных и праздничных мероприятий на высокохудожественном творческом уровне;

​ Создание тематических видеороликов и аудиозаписей;

​ Организация интернет -общения участников аксаковских проектов;

​ Сбор, хранение и обработка информации (сочинений, рецензий, рисунков и пр.) районных и городских конкурсов, различных диагностических данных.

4.2. Проект: «Мир дома твоего»

В современной семье изменились условия выполнения ею своих важнейших функций: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, социально-статусной, досуговой, эмоциональной. Особую озабоченность педагогического коллектива вызывает резкое снижение воспитательного воздействия семьи, её роли в социализации детей. Назрела необходимость переоценить существовавшие десятилетиями представления о функциях образования и воспитания, взаимодействия школы и семьи. Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Многие ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализация детей была и есть единственная специфическая функция семьи, а другие функции являются второстепенными. Из семьи, семейного воспитания исходят у ребёнка представление о правде и справедливости, о чести и достоинстве, о правилах поведения и первых трудовых навыках. В российских семьях сложились определённые традиции, которые в деле семейного воспитания имеют непреходящие ценности. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать всё происходящее в стенах образовательного учреждения.

   Цель проекта - способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

     Задачи проекта:

1) пропаганда и возрождение семейных традиций при взаимодействии учащихся школы и их родителей;

2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
3) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
4) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

5) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
6) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребёнком (подростком).

Задачи:

1.​ Оказание помощи семье в воспитании детей;

2.​ Психолого-педагогическое просвещение семей;

3.​ Коррекция семейного воспитания;

4.​ Организация досуга семьи;

5.​ Знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребёнка.
     УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

    Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а так же педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящей к реализации целей и задач проекта«Мир дома твоего»

     Организационная деятельность
- работа родительских комитетов в классах;
- работа Управляющего Совета гимназии

     Информационно-просветительская деятельность
- родительские лектории;
- родительские собрания;
- лекции и беседы для родителей (по запросу);
- выпуск информационных листов в помощь родителям;

     Психолого-педагогическая деятельность

- исследование родительско-детских отношений в рамках психолого-педагогического мониторинга;
- проблемное и тематическое консультирование;
- родительские проблемные семинары;
- акции для детей и родителей по профилактике наркомании;
- ролевые и деловые игры для детей и родителей;

     Досуговая  деятельность
- совместный досуг: спортивные соревнования, праздники, конкурсы, диспуты, занятия по пропаганде ЗОЖ; деловые игры, семейные гостиные;
- совместные выходы в театры, походы, экскурсии;
- создание творческих коллективов взрослых и детей;
- семейные мастер-классы;
- открытые занятия для родителей;

- реализация авторской воспитательной программы «Вечный круг календаря».

 В работе с семьёй педагоги руководствуются принципами:

​ объективный характер изучения семьи;

​ комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;

​ выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;

​ анализ реальной ситуации;

​ двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);

​ осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;

​ оптимистический подход к семье;

​ единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;

​ установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

Основными условиями реализации проекта могут быть:

родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;

переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;

осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;

систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;

установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,

обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

-Укрепление связи с семьёй;

-Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;

-Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

4.3 Проект: «Патриоты гимназии»

В настоящее время, когда педагогическая концепция общества принципиально переосмысливается, центральное значение в детской педагогике приобретают идеи гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания, приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащения его духовного мира. В многообразном процессе освоения ребенком культуры музей занимает особое место. Одной из основных функций музея с момента превращения его в общественный институт стала образовательно-воспитательная функция. Благодаря открытости и доступности музей создает особые условия для педагогического воздействия на аудиторию.

Цели проекта:

-     осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

-  сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

-  раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

-   объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах близкой им истории своей семьи, гимназии, республики;

-     организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее.

Основные формы деятельности:

 

 

Формы работы

Мероприятия

1.

Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями. Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции. Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

Организация экскурсий для учителей, учеников и гостей школьного музея. Предоставление каждому ученику возможности максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы разнообразием и подлинностью музейных предметов.

2.

Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.

 

Дальнейшая работа совета музея. Подготовка экскурсоводов из числа учеников.

3.

Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением

различных партнеров.

Применение современного компьютерного оборудования для знакомства с музейной экспозицией.

4.

Практическая исторически-культурная деятельность музея.

 

Постоянное пополнение школьного музея новыми материалами. Краеведческая работа.

5.

Воспитательная деятельность.

Формирование личности гражданина современного Башкортостан и России.

 

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1)   научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;

2)   сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры;

3) привить любовь к истории Малой родины, родной гимназии;

4)    сформировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.

 

4.4. Проект: «Здоровая школа»

Здоровьесбережение - один из пунктов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа. Основной тезис Концепции развития гимназии: формирование гармонично развитой личности, способной адаптироваться и самовыражаться в современном динамично развивающемся обществе, личности, составляющими которой являются:

​ Здоровье

​ Интеллект

​ Уровень культуры и воспитанности

Состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования, но и у всего общества в целом. В связи с этим такое направление работы, как охрана здоровья и внедрение здоровьесберегающих технологий обучения становится важнейшим для гимназии и всех участников учебно-воспитательного процесса. В этом свете, наиболее важным представляется применение в обучении и воспитании учащихся всех звеньев здоровьесберегающих технологий, посредством организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую медико-педагогическую помощь непосредственно в гимназии.

Во главу угла гимназия ставит:

​ Физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, посредством соответствующей организации учебно-воспитательного процесса, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;

​ Переход на предпрофильную и профильную форму обучения, как наиболее отвечающей социальному заказу и потребности социума.

​ Создание благоприятной образовательной среды для предпрофильного и профильного обучения с целью дальнейшей социализации учащихся

Поэтому, в качестве цели гимназии следует определить создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Миссия состоит в обеспечении соотнесения интересов воспитанника и интересов общества, реализации функции социальной мобильности, что предусматривает:

​ Получение основного и общего (полного) среднего образования каждым учеником на максимально возможном и качественном уровне ( не ниже уровня требований образовательных стандартов) в соответствии с индивидуальными возможностями личности:

​ Утверждение социального оптимизма;

​ Обеспечение дополнительной специализированной подготовки старшеклассников посредством предпрофильного и профильного обучения для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах;

​ Создание психолого-педагогических условий развития исследовательской активности одаренных детей и подростков, отвечающих их повышенным познавательным потребностям и возможностям;

Концепция сохранения здоровья предполагает:

​ недопущение дополнительных учебных нагрузок( умственное утомление, эмоциональный стресс, заболеваемость)

​ реализация активных оздоровительных мероприятий: физических упражнений, игровых видов спорта;

​ соблюдение правильного режима труда и отдыха;

​ рекомендации по рациональному питанию и личной гигиене.

 

Мероприятия по реализации направления:

 

№№

Мероприятия

Сроки

реализации

ответственные

1

Медико-физиологическое направление:

​ осуществление контроля за санитарно - гигиническим состоянием классных комнат, столовой, мастерских, спортзала

​ осуществление контроля за световым, питьевым, воздушным режимом кабинетов и коридоров.

​ Организация горячего питания

​ Организация бесплатного и дотационного питания для детей из многодетных и малообеспеченных семей

​ Оформление листа здоровья в классных журналах

​ Проведение плановых медицинских осмотров

​ Витаминизация питания.

​ Открытие медицинского центра на базе гимназии

​ Организация физкультминуток на уроках.

 

 

 

постоянно

 

 

Медицинские работники

 

 

Зам. директора по ХЧ

 

 

Зам. директора по УВР

 

 

 

Медицинские работники

 

Администрация

 

Учителя-предметники

2.

Психолого-педагогическое направление:

​ Проводить диагностику учащихся по плану психолога

​ Проводить коррекционно-развивающую работу с отдельными учащимися

​ Обеспечивать своевременное индивидуальное обучение на дому

 

 

 

Психолог

 

Психолог, социальный педагог, логопед

администрация

3

Профилактическое направление:

​ Проведение уроков физической культуры по группам здоровья

​ Проведение профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения (беседы врача нарколога)

​ Проведение профилактики респираторных заболеваний

​ (прививки от гриппа, витаминизация питания, беседы врача)

 

постоянно

 

Учителя физической культуры

Социальный педагог

 

Медицинские работники

4

Просветительское направление:

​ Пропаганда ЗОЖ

​ Проведение родительских собраний по темам оздоровления детей

​ Проведение медико-психологическое просвещение учителей, учащихся и родителей по ЗОЖ

 

постоянно

 

1 раз в год

 

постоянно

 

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

5.

Физкультурно-оздоровительное направление, внеклассная работа:

​ Расширение сети спортивных кружков и секции

​ Организация спортивных праздников

​ Участие в соревнованиях различного уровня

 

 

постоянно

 

 

Зам директора по ВР, старшая вожатая, учителя физической культуры

 

​ Ожидаемые результаты реализации проекта:

​ Повышение функциональных возможностей организма учащихся;

​ Рост уровня физического развития и физической подготовленности гимназистов;

​ Повышение приоритета ЗОЖ;

​ Повышение мотивации к двигательной деятельности, ЗОЖ;

​ Повышения уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности;

​ Обеспечение здоровьесберегающих культурных традиций семьи.

Структура и механизм управления программой.

Целью управленческой системы гимназии является совершенствование процесса принятия решений на всех уровнях управления гимназии (сотрудники, родители, обучающиеся), направленного на обеспечение развития.

Важным критерием, обуславливающим развитие воспитательной системы, является стиль взаимодействия в гимназии субъектов воспитания. В нашем учреждении изначально сложился демократический стиль управления, и одним из основополагающих принципов управления воспитательной системы мы считаем творческий диалог. Важной задачей директора гимназии является привлечение к общественной управленческой деятельности возможно большого числа людей, стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля. Мы считаем, что наилучшим будет являться системный подход, когда система и объект управления имеет определённую организационную структуру, то есть разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность, определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали.

Обработка звеньев управления привела к выделению нескольких уровней в этой структуре:

1 уровень (стратегическое управление):

Директор, собрание трудового коллектива, педагогический совет, попечительский совет, отвечающие за стратегические направления развития гимназии.

2 уровень (тактическое управлении): Службы: административная, педагогическая – учебная, воспитательная и досугово-творческим подразделениями; родительский актив, , реабилитационная – подразделение социально-психологического сопровождения и медицинское подразделение; хозяйственная – реализуют тактику развития гимназии.

3 уровень: Учителя, родители, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, заведующий библиотекой – непосредственные исполнители стратегии и тактики преобразования.

4 уровень: Совет обучающихся, это конечное звено в цепочке управления, для которого должна эффективно функционировать система управления. Управление процессом обучения и воспитания строится по следующим направлениям: совместная работа с научными и методическими центрами, административная работа, сбор и анализ информации, планирование, контроль и коррекция, создание условий для развития обучающихся.

Содержание деятельности общественной составляющей в управлении ОУ это: совместная законотворческая деятельность, разработка принятие и реализация нормативных документов; разработка организационно-правовых параметров, обязанностей, прав и ответственности участников процесса управления; гуманизация взаимоотношений субъектов управления; обмен мнениями членов коллектива гимназии по актуальным вопросам жизни гимназии.

 

 

Критерии эффективности реализации Программы

1.​ Рост личных достижений всех субъектов образовательного процесса.

2.​ Высокая степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса уровнем и качеством предоставляемых гимназией образовательных услуг.

3.​ Уровень комфортности образовательной среды для всех участников образовательного процесса.

4.​ Состояние здоровья всех участников образовательного процесса.

5.​ Обновление материально-технической базы в соответствии с ФГОС.

6.​ Широкое внедрение использование современных информационных технологий в процесс обучения и воспитания.

Система мониторинга:

 

Критерии

Диагностические методики

периодичность

Оценка учебной деятельности

Изучение уровня сформированности общеучебных компетенций

Два раза в год

Качество знаний, умений и навыков

Анализ административных контрольных работ, срезов знаний

По графику внутришкольного контроля

Степень включенности ИКТ в образовательный процесс

Анализ работы ШМО

Два раза в год

Оценка экспериментальной деятельности

Изучение уровня включенности коллектива в эксперимент, его результативность

Ежегодно

Уровень профессиональной компетенции учителя

«Профессиональная направленность учителя» по Рогову

Ежегодно

Уровень роста личных достижений участников образовательного пространства

Изучение портфолио.

Ежегодно

Уровень воспитанности учащихся

Методика «Уровень воспитанности учащихся»

Ежегодно

Ценностные ориентиры и ценностные отношения

МИЦО (Рокич)

Ежегодно

Степень удовлетворенности учащихся гимназической жизнью

Опросники «Я и школа»,

«Мы с педагогом в XXI веке»

 

Ежегодно

Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг

Анкетирование

Ежегодно

Уровень комфортности школьной жизни

Опросник школьной тревожности Филлипса, анкета Лускановой.

Ежегодно

Оценка психологического климата в гимназии

Анкетирование всех участников образовательного пространства

Ежегодно

Здоровье гимназистов

Анализ медицинских карт.

Анализ результатов диспансеризации.

Ежегодно

Уровень взаимодействия всех участников образовательного процесса

Анализ результативности реализации промежуточных этапов программы.

Ежегодно

Результаты реализации программы развития:

Мы считаем, что реализация программы развития поз​волит добиться:

• повышения качества образовательного процес​са по следующим показателям:

​ повышение качества обученности гимназистов по образовательным областям;

​ повышение результатов ЕГЭ;

​ увеличение количества участников проектно-исследовательской деятельности;

​ увеличение количества проектов - призеров кон​курсов различных уровней;

​ увеличение количества участников олимпиад и конкурсов различных уровней;

​ повышение уровня содержания и разнообразия портфолио достижений учащихся;

• изменения структуры учебного плана, которые:

​ будут способствовать совершенствованию качественных и количественных характеристик программ профильных классов;

​ приведут к увеличению числа и разнообразия элективных курсов;

​ позволят увеличить долю проектно-исследовательской деятельности в общем объеме учебной работы;

​ приведут к активизации использования ИКТ-тех​нологий;

​ изменения характеристик гимназического образовательного пространства, которые приведут к тому, что:

​ резко увеличится доля творческой составляющей в гимназическом образовании;

​ будет реализован принцип открытости образовательного процесса в гимназии;

​ увеличится количество открытых общегимназических мероприятий разного уровня, предоставляющих возможности для самореализации гимназистов;

​ усилится социальное творчество учащихся, позволит расширить пространство для формирования опыта социализации в современном обществе

​ будет создана ситуация успеха для более полноценного удовлетворения гимназистами своих образовательных потребностей;

​ будет предоставлена возможность формировать свои компетенции в общественно-социальной и гражданско-патриотической сферах, совершенствовать свою информационно-коммуникационную культуру, знания основ психологии и самовоспитания;

​  изменения психологического и профессионального портретов субъектов образовательного процесса, когда:

​ получат развитие партнерские креативные отношения всех участников открытого образовательного пространства;

​ получит распространение модель личности высокопрофессиональной, убежденной, ответственной толерантной и творчески мыслящей; сознательно относящейся к своему здоровью и жизни; способ​ной справляться с разнообразными жизненными проблемами, самостоятельно определять свой вы​бор и нести за него ответственность.

 

 

Механизмы реализации Программы

 

Программа имеет среднесрочный характер и определяет направления деятельности МБОУ Аксаковская гимназия №11. Программа осуществляется через систему конкретных мер нормативно-правового, кадрового, научного и программно-методического обеспечения.

В организационном плане реализация Программы обеспечивается деятельностью педагогического и управляющего советов, функции и задачи которых обозначены в Уставе гимназии.

Финансирование Программы осуществляется на многоуровневой основе. Источниками финансирования являются бюджеты: федеральный, республиканский, муниципальный, собственные средства Аксаковской гимназии, внебюджетные средства, спонсорская помощь и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые риски при реализации программы развития и способы их нейтрализации

 

К числу возможных рисков мы относим:

 

-  Неприятие инноваций часть педагогического коллектива;

- Недостаточная информированность родительской и педагогической общественности о целях и направлениях развития гимназии, о мерах по реализации проектов. При отсутствии или недостаточности такой информации активизировать деятельность всех тех, кто заинтересован в осуществлении намеченных изменений, практически не представляется возможной;

-  Непонимание частью родителей учащихся целей и задач инновации, как следствие, повышение чувства тревоги за результат в изменившихся условиях педагогического процесса;

- Снижение комфортности самочувствия учащихся, связанное с затруднениями делать выбор и нести за него ответственность;

- Недостаточный уровень методологической, методической компетентности педагогов;

-  Локальные ошибки исполнителей

-  Возможные перегрузки учащихся и педагогов;

-  Снижение уровня поддержки социальными партнерами в связи со сложной экономической ситуацией.

 

Для компенсации негативных последствий рисков предусматривается:

 

-Включение в разработку изменений всех участников педагогического процесса и социальных партнеров, разъяснение целей и задач эксперимента;

-Систематические маркетинговые мероприятия (публичная презентация информации о гимназии и позиционирование её на рынке образовательных услуг и пр.);

-Оптимальная реализация деятельности психолого - педагогической и  медико - социальной поддержки всех участников педагогического процесса;

-Отлаженная система мониторинга;

-Изменение системы стимулирования педагогов:

-Обеспечение условий для организации коллективной деятельности и доброжелательных отношений;

-Поиск новых форм взаимодействия с многолетними социальными партнерами, оказавшимися в сложной экономической ситуации и поиск новых социальных партнер

Поиск
поиск на портале
События

Завтра 28  апреля...
28.04день матери России...

Скоро....
29.04в Японии день зеленых насажден...
29.04международный день танца...
30.04сегодняшняя ночь - Вальпургиев...
30.04день пожарной охраны...
случайный опрос
Какую ОС Вы используете дома?
Linux (любой)
Windows 98/ME
Windows XP
Windows Vista
Mac OS X
Windows 7
Windows 2000
Windows 2003
Windows NT
Прочее
 
Полезные сайты:
 Администрация города уфы
 
Министерство образования и науки РФ
 
Персональные данные.Дети
 
Электронное комплектование школ
 
ОРКСЭ
 
МУП
 
5Баллов.ру
 
БанкРефератов.ру
 

(с)Портал АСУ 2006-2018